Как американцы под Полтавой немцев били
2 июня 1944 года 130 американских «летающих крепостей» В-17 в сопровождении 70 истребителей Р-51 «Мустанг», покинув авиабазу «Фоджи» на юге Италии ударили по узловой венгерской станции Дебрецен. По приказу рейхсмаршала авиации Геринга весь немецкий воздушный флот на юге Германии был поднят в воздух для акции возмездия, однако американская армада назад не вернулась, буквально растворившись в воздухе. И только значительное время спустя немцы узнали, что американцы приземлились на советских аэродромах в Полтаве, Миргороде и Пирятине. 6 июня, вылетев с советских аэродромов, так же неожиданно В-17 появились над немецкой авиабазой в румынских Фокшанах, сбросив на врага почти полторы тысячи авиабомб, далее продолжив путь на свою базу в Италию. А 21 июня 145 бомбардировщиков, вылетев с авиабазы в Англии и отбомбившись по объектам в Германии, вновь приземлившись на советские аэродромы 169-й Авиабазы особого назначения под Полтавой.
Еще в 1942 году президент Рузвельт просил Сталина помочь в организации использования аэродромов в Советском Союзе в качестве перевалочных баз для американских самолетов. «Организация сквозной бомбардировки значительно сократит потери в самолетах, - в ходе беседы с Верховным Главнокомандующим объяснил американский посол Гарриман 2 февраля 1944 года. - Немцы, зная, что бомбардировщики должны возвращаться на свои базы примерно тем же путем, концентрируют в этом районе крупные силы истребителей. Возможность сквозного пролета над Германией создаст новые условия и, конечно, будет содействовать уменьшению потерь. Все это поможет поскорее разбить немцев». Была выбрана Полтава, поскольку здесь была взлетная полоса с твердым покрытием, где до войны базировалась 1-й авиационная армия особого назначения. Кроме того, Полтава находилась примерно на одинаковом расстоянии от авиабаз союзников в Италии и Англии. 4 апреля 1944 года в Полтаву прибыла первая группа американских специалистов из полусотни человек и сразу же закипела работа. «Поразительно, сколько было выполнено за тот короткий промежуток времени! - удивлялся глава американской военной миссии в Москве генерал Дик. - Летное поле кишело женщинами, укладывавшими железные плиты на взлетные полосы. Работа шла непрерывно и прогрессировала с такой скоростью, что казалось, стальной ковер в милю длиной вырастал на глазах. Было очевидно, что здесь задержки не будет». А 2 июня в ходе операции «Френтик» («Неистовый») был нанесен первый советско-американский удар по врагу, в ходе которого полтавская авиабаза сыграла значительную роль.
Увы, 21 июня немцам удалось засечь место приземления американских самолетов и вечером того же дня был нанесен бомбовой удар по полтавскому аэродрому. Из 73 американских самолетов было уничтожено 47. Это были самые большие потери американской стратегической авиации за всю войну. Правда, палаточный лагерь летчиков в темноте оказался незамеченным, поэтому погибло всего двое летчиков. Затем люфтваффе разбомбило аэродромы в Миргороде и Пирятине. 26 июня все американские самолеты покинули советские аэродромы. Последняя операция с использованием советских аэродромов американскими ВВС случилась в октябре 1944 года, когда была сброшено 1200 контейнеров с оружием и боеприпасами участникам Варшавского восстания.
Окончательно американцы покинули Полтаву в июне 1945 года. Каждый из них получил специальную «Памятку», подготовленную Восточным авиационным командованием США, где говорилось: «Помните, что русские убрали все бомбы и мины, сброшенных немцами 21 июня 1944 г., и во время их ликвидации, они понесли тяжелые потери. Бомбы были предназначены для самолетов и персонала США. Русские проделали большую физическую работу, создавая нам хорошие условия жизни. Ни одна другая нация не сделала для нас столь много, сколько сделали русские. Вы должны быть честными и правдивыми в любых высказываниях о России».
Операция «Френтик» стала первым опытом боевого сотрудничества СССР и США.