Как один летчик пятерых спас
78 лет назад, 10 марта 1944 года в причерноморских степях произошел удивительный случай, когда при попытке спасения одного сбитого пилота в ловушке оказались целых пять боевых летчиков. И только благодаря мастерству и смекалке всем пятерым удалось вырваться из неминуемого плена на двухместном штурмовике Ил-2.
В тот день после бомбардировки немецкого аэродрома севернее Николаева Ил-2 лейтенанта Владимира Милонова, летевший в звене из трех машин, заметил в степи дымивший одноместный Як-3, возле которого суетился пилот. Рядом находилось село, в котором засели немцы, и было видно, как они начинают бегут в сторону сбитого самолета.
Милонов решил спасти сбитого летчика. Он приземлился недалеко от «Яка» и приказал пилоту лезть в кабину к своему стрелку. Однако тут же выяснилось, что у Ил-2 одно из колес шасси при атаке было повреждено осколками зенитного снаряда, а при посадке оно вообще развалилось. Таким образом оказалось, что «безлошадными» в немецком тылу оказались уже три летчика, а кругом – степь. Летчики подожгли самолет и приготовились отдавать свои жизни задорого.
Оставшиеся два штурмовика пошли в атаку на приближавшихся немцев и заставили их залечь. Но боезапас заканчивался, и долго немцев было не сдержать. Тогда пилот второго Ил-2 лейтенант Андрей Демехин, пошел на посадку, чтобы все же попытаться вытащить попавших в беду «коллег».
Посадив самолет в поле, Демехин недолго раздумывал, как расположить «персонал», чтобы они все уместились на двухместном штурмовике. Двух летчиков он загнал в кабину стрелка, а еще двух заставил уцепиться за раскосы шасси и как можно глубже влезть в гондолы, чтобы им не оторвало ноги при взлете.
Третий штурмовик лейтенанта Петра Клюева, на котором закончились патроны, носился над немцами на бреющем, чтобы хоть как-то их задержать. Но долго он так летать не мог –горючее тоже заканчивалось.
Однако, когда вся пятерка разместилась на самолете Демехина, оказалось, что штурмовик завяз в раскисшем черноземе! Ситуация сложилась вообще катастрофическая – уже 5 летчиков могли попасть в плен! Тогда Клюев решил тоже садиться, чтобы усилить группу собой и своим стрелком и дать своим товарищам больше шансов отбиться от врага - стрелки всегда имели при себе автоматы с полным боезапасом.
Тем временем летчики выбрались из завязшего Ил-2 и начали толкать самолет на более твердый грунт. Нагруженный Ил-2 Демехина долго разгонялся по мягкой почве, но все же оторвался от земли и благополучно долетел до своего аэродрома. Двое летчиков, которым пришлось лететь на шасси, были все заляпаны грязью и прилично закоченели при скорости в 300 кмч, но, к счастью, даже не простудились.
А через три дня после этого подвига Андрею Демехину было присвоено звание Героя Советского Союза. Правда, за другие, не менее выдающиеся заслуги.