Михаил Громов
Их было как легендарных спартанцев – ровно 300. Командармов Великой Отечественной. Тех, кто ковал нашу с вами победу. Прославленных и ныне забытых. Ставших маршалами и погибших в первые недели боев. Блестящих теоретиков и выдающихся организаторов. 72 командующих армиями стали Героями Советского Союза, 9 из них – Дважды Героями. 225 командовали сухопутными армиями, 13 танковыми, 37 воздушными и ПВО, 25 саперными. Полководцы России.
12 (24) февраля 1899 года родился генерал-полковник авиации Громов Михаил Михайлович, полководец Великой Отечественной, Герой Советского Союза, командующий 3-й и 1-й воздушными армиями.
Михаил Громов родился в Твери в семье военного врача. В 1918 году окончил Московскую летнюю школу. Стал первым советским лётчиком, спасшимся из терпящего крушение самолёта на парашюте. В 1934 году за рекордный по дальности и продолжительности перелёт удостоен звания Герой Советского Союза. В 1937 году установил два мировых рекорда во время перелёта Москва-Северный полюс-Калифорния.
С августа 1941 года находился в США по вопросу приобретения американских самолётов. В декабре вступил в должность командира 31 смешанной авиадивизии Калининского фронта. В феврале 1942 года назначен командующим ВВС Калининского фронта. Только за март 1942 года лётчики Калининского фронта совершили почти 7 тысяч вылетов, провели более 200 воздушных боев, уничтожив в воздухе и на аэродромах 220 самолётов противника. 3 мая полковнику Громову присвоено звание генерал-майора авиации. «По Михаилу Михайловичу можно было сверять часы, – вспоминал нарком авиапромышленности А.И. Шахурин. – Приезжал или прилетал минута в минуту. Вместе с тем он был человеком творческим, следил за всем, что касалось авиации. Однажды мне сообщили, что Громов просит разрешения закупить для аэродрома стадо овец. Когда я спросил, зачем ему на аэродроме овцы, Михаил Михайлович ответил: «Во время полетов овец на аэродроме, естественно, не будет. Но когда полеты прекратятся, овцы выйдут на аэродром и своими копытцами сделают его травяной покров таким, что не будет пыли. Летное поле будет идеальным». Об этом он вычитал в каком-то иностранном журнале и, как показало дело, оказался прав».
В мае 1942 года генерал-майор Громов приступил к формированию 3 воздушной армии. В апреле 1943 года ему присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. В мае 1943 года принял командование 1 воздушной армией Западного фронта, обеспечивавшей господство советской авиации в Курской битве. В состав армии входил французский авиаполк «Нормандия», к тому времени понёсший неоправданные потери. «Летали они блестяще и виртуозно. Дрались безупречно храбро, никогда не считаясь с численностью вражеских сил. Однако они вели войну в воздухе в том джентльменском стиле, который существовал в Первую мировую войну. Немцы же встречали их зенитным огнём и нападали организованно превосходящими силами, – вспоминал Громов. – Нужно было в корне изменить их методы и способы ведения войны в воздухе. Взаимодействие и организованность должны были стать во главу угла. Этот разбор вскоре дал положительные результаты. «Нормандцы» стали воевать эффективно и отлично». В 1945 году французское правительство удостоило Громова высшей французской наградой - Командорским орденом Почётного Легиона.
В 1944 году Михаил Михайлович Громов назначен начальником Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации. 19 августа 1944 года Громову присвоено воинское звание генерал-полковник авиации. После войны он продолжил службу заместителем командующего Дальней авиацией.
Награждён четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Октябрьской Революции.
Михаил Михайлович Громов скончался в Москве 22 января 1985 года.