Московская битва

ГЕРОИ НЕГРОМКИХ ПРОФЕССИЙ. Трубопроводчик

За годы Великой Отечественной войны Красной Армии потребовалось более 16 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Одной из причин упорного, не считаясь с потерями стремления немецких войск удержать Сталинград была задача отрезать советские войска от бакинской нефти, дававшей тогда 70% ее добычи в СССР. И, конечно, транспортировка горючего в таких условиях, особенно в прифронтовую зону, оказалась делом гораздо более сложным и опасным, чем добыча «черного золота». И хотя днем рождения трубопроводных войск – кстати, первых в мире – считается 14 января 1952 года, когда приказом министра Вооруженных сил СССР маршала Василевского был сформирован первый отдельный батальон перекачки горючего по трубопроводу, настоящее рождение такой военной профессии как трубопроводчик, наверное, все-таки случилось весной 1942 года, когда танковая бригада 61-й армии генерала Попова в ходе боев под Тулой осталась отрезана от горючего Окой. И тогда через реку – под обстрелами, был переброшен резинотканевый трубопровод диаметром почти метр, в итоге чего танки получили необходимое топливо.

Весной 1942 года, когда Ленинградский фронт и Балтийский флот в тисках блокады задыхались от нехватки горючего, главный инженер 27-го отряда подводно-технических работ Нина Соколова предложила продложить по дну Ладожского озера трубопровод. 25 апреля 1942 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве трубопровода через Ладогу. 27 километров будущего трубопровода должны были пролегать по дну озера на глубине 12 метров. Подобных проектов еще не выполняли нигде и никогда, ни в Советском Союзе, ни за рубежом.

Уникальная операция началась с аварии. 26 мая только что сваренный километр труб сорвало с креплений и унесло – на Ладоге бушевал шторм. И все-таки 16 июня магистраль с пропускной способностью до 150 тонн нефтепродуктов в сутки была собрана. Это был настоящий полевой трубопровод: трубы имели резьбовые соединения, которые затем для надежности еще и укрепляли сваркой - всего было сделано 5800 сварочных стыков. Причем, делалось это все на расстоянии пары километров от линии фронта. В марте 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР инженер-майор Нина Васильевна Соколова была награждена орденом «Знак Почета». Кстати, немцы о Ладожском трубопроводе так и не узнали.

Осенью 1942 года, когда бои уже шли в Сталинграде, трубопровод по дну Волги проложили у поселка Владимировка на правый берег - напрямую к сражающимся войскам. А к концу 1944 года на основе присланных по ленд-лизу американских сборно-разборных труб и отечественных полевых коллекторов был собран и начал действовать самый крупный трубопровод Великой Отечественной – от нефтеперерабатывающего завода в румынском городе Плоешти через дно Черного моря до станции Рени в Одесской области. Оттуда в цистернах по железной дороге и танкерами по морю нефтепродукты направлялись войскам II и III Украинских фронтов. Трасса, развернутая в две линии, протянулась на 225 километров!

Тогда же под Наро-Фоминском в Московской области были созданы 111, 112, 113 и 114--й батальоны перекачки горючего и открылись ускоренные курсы мотористов насосных станций – туда принимали армейских водителей.

Это были наши первые воины-трубопроводчики.

«Трубопроводчик молодой, знай - были тяжки дни иные, но мы сыны твои, Россия, и долг всегда исполним свой», - поется в Марше трубопроводных войск.