ГЕРОИ НЕГРОМКИХ ПРОФЕССИЙ. Кинооператор
Конечно, сам по себе кинооператор - это не военная профессия, а вполне даже мирная. Но уже в конце июня 1941 года на фронт добровольцами отправились 89 кинодокументалистов московской, ленинградской, украинской и белорусской студий кинохроники во главе с 54-летним Петром Ермоловым, и 8 июля в очередном выпуске «Союзкиножурнала» появились первые фронтовые съемки (всего с 1941 по 1944 год вышло более 400 выпусков). Однако во время войны на Тихом Океане американское командование решило раздать кинокамеры обыкновенным солдатам, в результате чего появились уникальные кинокадры, снятые непосредственными участниками боев. Этот американский опыт в конце войны творчески использовал начальник киногруппы 3 Белорусского фронта режиссер Медведкин, который предложил набирать кинооператоров из хорошо показавших себя в боях сержантов. Для них открыли специальную школу и вооружили кинокамерами со спусковым механизмом от автомата ППШ. Так появилась новая «фронтовая профессия» - кинооператор. Эти 30 «киноавтоматчиков» успели снять много боевой кинохроники, которая вошла в фильмы «Штурм Кенигсберга» и «Берлин», последний из которых стал лучшей документальной лентой на первом Международном Каннском кинофестивале 1946 года.
Всего на фронте успело побывать 282 кинооператора, снявших три с половиной миллиона метров кинопленки. «Главная задача военного оператора – сделать репортаж из земного ада, - писал оператор Владимир Сущинский. – Необходимо снять острые моменты боя и превратить их в произведение искусства». И в этом операторам помогало их главное оружие – кинокамера «КС-4», на Ленинградском заводе киноаппаратуры переделанная из американской «Аймо». Причем кассета вмещала всего 30 метров – одну минуту экранного времени. Отсняв эту минуту, надо было засунуть руки с кассетой в темный мешок, перезарядить ее и завернуть отснятую пленку в черную бумагу, следя, как бы на пленку не попала никакая соринка, иначе на студии при проявке весь материал могли сразу отправить в брак. Правда, у опытных операторов весь этот процесс занимал буквально несколько секунд. Но, была у данного вида камер была и полезная конструктивная особенность, высоко ценимая на фронте – в бленду объектива входил неприкосновенный запас для протирки объектива, 40 граммов чистого спирта!
По словам генерал-майор Е.И. Жидилова «фронтовая работа бойца с кинокамерой сходна с действием пулеметчика, снайпера, артиллериста. Ведь оператор на фронте должен быть так же собран и точен, чтобы объектив камеры успел схватить самое правдивое, самое волнующее, самое важное». При этом оператор, вслед за бойцами должен был выскочить из укрытия, установить резкость, и в течении 10-15 секунд стоять неподвижно, чтобы камера не дрожала, подставляя себя под пули. Каждый второй фронтовой кинооператор был ранен, каждый четвертый убит. В 1941 году пропала без вести под Киевом киногруппа Юго-Западного фронта. На транспорте «Вирония» погибла киногруппа Балтийского флота. При штурме Бреслау в апреле 1945 года был смертельно ранен кинооператор Владимир Сущинский. И потому с полным правом можно сказать, что кинооператор - одна из «незнаменитых» военных профессий, без которой путь к нашей общей Победе был бы значительно дольше.