Конструктор оформления фото

Иван Ковалев

28 июня 1901 года родился Иван Владимирович Ковалев, генерал-лейтенант технических войск, в годы Великой Отечественной войны возглавлявший Народный комиссариат путей сообщения.

Иван Ковалев родился в Воронежской губернии в крестьянской семье. Помогал отцу по хозяйству, в 1919 году был мобилизован в Красную Армию. Служил в железнодорожном полку. Окончил Военно-транспортную академию РККА. Командовал взводом и железнодорожной ротой, работал на различных должностях на Московско-Белорусско-Балтийской, Уральской, Омской и Западной железных дорогах. В мае 1941 года назначен замнаркома госконтроля СССР по железнодорожному транспорту. После начала Великой Отечественной войны 8 июля 1941 года возглавил Управление военных сообщений Красной Армии.

На долю железных дорог выпала колоссальная работа, связанная с перебазированием предприятий в глубокий тыл. Из прифронтовой зоны на восток было вывезено оборудование 2593 заводов и фабрик. И это несмотря на низкую пропускную способность дорог, особенно на главных направлениях. Организуя под непрерывными бомбёжками работу таких железнодорожных узлов, как Орша, Смоленск, Бологое, Иван Ковалёв был вынужден отказаться от незыблемых правил безопасности движения, гласящих, что на перегоне может быть только один поезд. Пришлось отправлять поезда караванами, с интервалом в несколько минут, а также вводить сдвоенные составы.

Практически ежедневно военное командование обсуждало едва ли не главный вопрос, волновавший всех: как выстроить оборону Москвы? План, разработанный в Генштабе предусматривал расформирование железнодорожных войск, их бойцами намечалось пополнить формируемую в столице 1-ю ударную армию. Единственным, кто выступил против этого предложения, назвав его «пораженческим», был Иван Ковалёв.

- Почему? - спросил его Сталин. - Ведь речь идёт о защите Москвы.

- Я взял себя в руки, - признавался впоследствии Ковалёв, - и, стараясь быть кратким, пояснил: если расформируем железнодорожные войска, то все наши армии, которые есть под Москвой и которые выдвигаются к ней с востока, окажутся неспособными наступать. Кто восстановит разрушенные дороги и мосты, чтобы снабжать и подкреплять наши наступающие войска? Словом, предложение штаба о расформировании железнодорожных войск было отклонено.

В декабре 1944 года в звании генерал-лейтенанта Иван Владимирович возглавил Наркомат путей сообщения. «Войну кончаем, а дела на транспорте снова плохие, сказал Сталин. - Надо восстановить транспорт, чтобы на его основе поднять народное хозяйство». «Действительно, - признавался Ковалёв, - победный 1944 год поставил наши железные дороги на грань кризиса. Просто на четвёртом году войны железнодорожный транспорт, который поддерживал себя в основном за счёт внутренних резервов, почти исчерпал эти резервы и уже не выдерживал непрерывно возраставших нагрузок».

В 1946 году Иван Ковалев стал первым министром путей сообщения СССР, спустя два года возглавил группу советских военных специалистов в Китае, а затем в должности заместителя министра по транспорту руководил угольной промышленностью СССР.

Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова I степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени.

Иван Владимирович Ковалев скончался в Москве 28 мая 1993 года.

В 2018 году Министерством обороны Российской Федерации учреждена медаль «Генерал-лейтенант Ковалев», которой награждаются офицеры и лица гражданского персонала службы военных сообщений Вооружённых Сил Российской Федерации за большой личный вклад в организацию воинских перевозок.