Московская битва

Николай Казаков

19 июля 1900 года родился Николай Степанович Казаков, в годы Великой Отечественной войны возглавлявший Народный комиссариат тяжелого машиностроения.

Николай Казаков родился в селе Горбатовка Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Трудовую деятельность начал в 13 лет слесарем Сормовского завода в Нижнем Новгороде. В 1934 году окончил Ленинградский индустриальный институт. Прошел путь от инженера до директора Ленинградского государственного завода № 174 имени К.Е. Ворошилова, выпускавшего танки Т-26. В 1938 году был назначен директором ленинградского Ижорского завода. В марте 1939 года за выдающиеся заслуги в выполнении правительственных заданий по отечественному судостроению награжден орденом Ленина. 5 июня 1941 года Николай Степанович возглавил Наркомат тяжелого машиностроения СССР.

Уже в начальный период Великой Отечественной войны было разрушено 749 заводов тяжелого и среднего машиностроения. Ущерб оценивался почти в 2 миллиарда рублей. К маю 1942 года из фронтовой полосы удалось эвакуировать на Урал и в Сибирь 47 заводов тяжелого машиностроения. Восстановление многих предприятий превращалось, по существу, в новое строительство. Ударными стройками первого военного года стали Красноярский завод тяжелого машиностроения «Сибтяжмаш», который должен был производить подъемно-транспортное, и металлургическое оборудование, Орский завод тяжелого машиностроения «Южуралмаш». Сроки строительства заводов удалось сократить в 6-8 раз, стоимость строительства - почти в 2 раза. К середине 1942 г. более половины перебазированных заводов работали полным ходом. По сравнению с 1941 годом на предприятиях Наркомтяжмаша выпуск боеприпасов увеличился в 4 раза, а мин - в 6 раз.

В 1943 году Наркомат дал народному хозяйству 198 котлов вместо 31 в 1942 году, 142 крана вместо 74, почти 15 тысяч тонн металлургического оборудования вместо 7,6 тысяч тонн годом ранее. С осени 1943 г. развернулась массовая реэвакуация предприятий машиностроения. После изгнания оккупантов возрождались Днепропетровский завод металлургического оборудования, Ворошиловградский и Брянский паровозостроительные заводы. Благодаря героическому труду строителей, инженеров и техников удалось восстановить 26 заводов Наркомтяжмаша.

В 1945 году для обеспечения производства гражданской продукции в довоенном объеме правительство обязало Наркомтяжмаш приступить к строительству Новосибирского турбогенераторного, Калужского турбинного и Белгородского котельного заводов. Планировалось начать сооружение новых предприятий по производству доменного и мартеновского оборудования, мостовых кранов в Западной Сибири и на Северном Кавказе. Было возобновлено производство бульдозеров, автомобильных и башенных кранов.

В 1946 году, после упразднения Наркоматов, Николай Степанович был утвержден министром тяжелого машиностроения. В 1953 году, после реорганизации министерств, он был назначен первым заместителем министра транспортного и тяжелого машиностроения СССР, а в апреле 1954 года вновь стал министром тяжелого машиностроения СССР.

Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Николай Степанович Казаков скончался в Москве 6 июля 1970 года.