Московская битва

«ЛЕТНЯЯ ПОЕЗДКА К МОРЮ» (1978)

В рубрике «Военное кино» мы постараемся ещё раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, на которых воспитывалось несколько поколений наших бабушек и дедушек, пап и мам. Фильмах, ставших нашей историей. Нашим «золотым запасом» на все времена.

Военная драма «Летняя поездка к морю» скромно прошла во всесоюзном прокате, не была отмечена ни на одном кинофестивале, и ныне занимает скромное 145 место в списке лучших фильмов о войне на «Кинопоиске». При этом посетители международного сайте киноманов IMBD историю об архангельских подростках, летом 1942 года отправившихся на острова Новой Земли добывать яйца кайры для раненых в госпиталях поставили на достаточно почётное 36 место - выше, чем такие известные кинокартины как «В августе 44-го», «Живые и мёртвые» и «Хроники пикирующего бомбардировщика». Юные исполнители главных ролей режиссёром Семёном Арановичем были найдены в детдомах и колониях для несовершеннолетних правонарушителей, получили соответствующее непризнательной военной моде обмундирование, и отправились в киноэкспедицию в Баренцево море, где искренне и правдиво сыграли самих себя – так, как будто и вправду на дворе голодный 1942 год, один за другим тонут конвои союзников, а немецкие подводники со всплывших из черных глубин субмарин буднично расстреливают из автоматов оставшихся на воде пассажиров транспортных судов. И мыслимая лёгкой прогулка за птичьими яйцами стала встречей с войной, когда вражеские подводники прибыли на остров за своим подбитым лётчиком.

Настоящий талант режиссёра со всей раскроется в его следующей картине – одном из лучших военных фильмов «Торпедоносцы». Однако простая, снятая в удивительной документальной манере «Летняя поездка» до сих пор вспоминается как прикосновение к настоящему искусству, как живая история о детях, пусть и по касательной, но ощутивших на себе обжигающее дыхание войны.

Свой последний фильм режиссёр Аранович задумал снять о Зое Космодемьянской, которую, как следовало из сценария, циничные контрразведчики специально послали на пытки и смерть, чтобы трагическая гибель юной девушки помогла поднять волну народной ненависти к захватчикам. На дворе стоял 1996 год, и Арановичу, обласканному на Берлинском кинофестивале за картину «Год собаки» деньги на съёмки дали немцы. Но деньги кончились, режиссёр уехал в Гамбург выбивать финансирование, где буквально в несколько дней сгорел от рака, оставшись в нашей памяти постановщиком пронзительно честного, без всякого налёта конъюнктуры шедевра «Торпедоносцы,» и подготовительной работы к шедевру – «Летней поездки к морю». Настоящего кино.