«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» (1975)
Чем дальше уходят от нас военные годы, тем труднее воспроизвести атмосферу того незабываемого времени. И оттого фильмы о войне, снятые фронтовиками, сыгранные актерами, видевшими правду фронтовых будней, имеют особую ценность. В рубрике «Военное кино» мы постараемся еще раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, на которых воспитывалось несколько поколений наших бабушек и дедушек, пап и мам. Фильмах, ставших нашей историей. Нашим «золотым запасом» на все времена.
Удивительно, но фильм, который в год выхода на экраны собрал у касс советских кинотеатров громадные 40 миллионов зрителей и признанный по опросам читателей журнала «Советский экран» лучшим фильмом года, был сразу же забыт в мире, как будто его и не было. Премьера блистательной кинофрески Сергея Бондарчука состоялась на Каннском фестивале, где в тот год победила алжирская эпопея об одиноком пастухе, нашедшем счастье в борьбе за свободу, а «Они сражались за Родину» не был отмечен вообще. И даже в братских Карловых Варах, где фестивалем ранее и фестивалем позже «Хрустальный глобус» увезут домой советские «Романс о влюблённых» и «Белый Бим Черное Ухо», Бондарчуку достанется совсем уж утешительная премия Союза чехословацких антифашистов, а главные награды будут присуждены ныне забытым чилийскому, болгарскому и сенегальскому фильмам. Единственной наградой фильма останется приз за режиссуру и диплом сразу всем 27 исполнителям главных ролей на неведомом миру кинофестивале в Панаме. На всемирном сайте о кино IMBD «Они сражались за Родину» в списке лучших картин о Великой Отечественной войне стоит на несчастливом 13 месте, по количеству просмотров в 5 раз уступая «Брестской крепости» режиссёра Котта, известного миру не более, чем фестиваль в Панаме.
Но в СССР и России для многих «Они сражались за Родину» до сих пор остаётся любимейшим, а то и лучшим фильмом о войне. За собранных в одном кадре Вячеслава Тихонова, Василия Шукшина, Юрия Никулина, Георгия Буркова, Ивана Лапикова и Нонну Мордюкову – непревзойдённых советских кинозвёзд, смотреть на которых можно вечно. За те 5 тонн тротила и две тысячи бойцов Советской армии, под руководством гениального оператора Вадима Юсова обеспечивших грандиозность батальных сцен (даже подумать страшно, что творилось бы в кадре, если бы Бондарчук согласился на предложение министра обороны маршала Гречко экранизировать его книгу мемуаров «Битва за Кавказ», и на помощь кинематографистам пришла бы вся Советская армия). За диалоги, по одной из версий сочинённые для романа «Они сражались за Родину» классиком отечественной литературы Андреем Платоновым с этими его афоризмами «не земля, а увечье для народа», «не женщина, а шестиствольный миномет, «пришел, увидел, наследил». За «ой как больно», произнесённые героем самого Сергея Бондарчука в сцене, снятой после настоящей, а не киношной смерти на съёмках Василия Шукшина. За контуженное тихоновское «драться рядом с товарищами можно и глухому».
Просто там, за границами видели рыхлую режиссуру и композицию, затянутые диалоги и объезженные не раз метафоры, а мы видели людей. Какие есть. Которые сражались. Как могли. За Родину. И победили. Несмотря на.