«ОТРЯД» (1984)
В рубрике «Военное кино» мы постараемся ещё раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, на которых воспитывалось несколько поколений наших бабушек и дедушек, пап и мам. Фильмах, ставших нашей историей. Нашим «золотым запасом» на все времена.
Если сами эстонцы, латыши и литовцы своим главным фильмом до сих пор считают ленту 1966 года режиссёра Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» – о своих внутренних послевоенных разборках, а единственной прибалтийской картиной, получившей приз в Каннах, является «Факт» Альмантаса Грикявичуса – о сожжении в 1944 году немецкими оккупантами литовской деревни Пирчюляй, то самым лучшим фильмом о войне, снятым в Прибалтике за все годы Советской власти, без сомнения является «Отряд».
За 7 лет до распада Советского Союза и окончательного разделения на «наших» и «ваших» русский режиссёр Алексей Симонов с русскими актёрами Феклистовым, Гармашом, Брусникиным, Степановым, Песковым и Нестеровым поставил на Литовской киностудии фильм о том, почему мы никогда не будем одним народом. Просто потому, что отряд красноармейцев во главе с комвзвода Костей Дорониным, 21 июня 1941 года безоружными отправленный валить деревья в приграничную литовскую глушь, оказались единственными, кто не сдался и остался биться до победного за нашу и вашу свободу, которая местным оказалась не особо и нужна, если за неё не платят рейхсмарками или, на крайний случай, рублями. И объяснять, как это делал сержант Доронин, что настанет время, когда придут и спросят, где ты был, когда в тебе Родина нуждалась так же бессмысленно, как спрашивать у немца, подошедшего, чтобы добить штыком умирающего красноармейца Урина, кто он, рабочий или крестьянин. Да он просто фашист, и поступать с ним следует как с фашистом, невзирая на происхождение. Не считаете нас за людей? Ну и мы вас не будем, и дальше не жалуйтесь. И расстрел оккупантов, под гармошку пирующих за столами под белыми скатертями, как на свадьбе, рядовым Уриным в исполнении дебютировавшего в кино Сергея Гармаша, это только начало. Главное, раненого товарища до линии фронта донести и добытый в бою «шмайсер» не потерять, потому что заплатить за него пришлось ох как дорого. И не рублями, а жизнью.
«Отряд» получит второй по значимости приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске в 1985 году, уступив только официозной, специально приуроченной к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне «Победе» Евгения Матвеева. Оператор Йонас Грицюс и художник-постановщик Альгирдас Ничюс за «Отряд» удостоятся Государственной премии Литовской ССР.
И литовский «Факт», проповедующий непротивление злу насилием, и русский «Отряд», отстаивающий право сопротивляться злу и его пособникам до последней капли крови, в год выхода на экраны посмотрят примерно по 7 миллионов человек. Только «Факт» получит зрительское признание в Прибалтийских республиках, а «Отряд» откажутся смотреть в Прибалтике и будут до сих пор будут считать одним из лучших фильмов о войне в России. Потому что для одних своя рубашка ближе к телу, а для других свобода Родины дороже жизни.
В этом и разница.