"РАЗВЕДЧИКИ" (1968)
Как вся русская литература, по словам французского критика Вогю, вышла из гоголевской шинели, так и безупречный шедевр отечественного кино «В бой идут одни старики» вышел из фильма «Разведчики» режиссеров Алексея Швачко и Игоря Самборского, снятого на Киностудии имени Довженко в 1968 году. И все эти фразы - «Бац, бац – и мимо», «ну, славяне, понеслась», «как тут пройти на Берлин? А к вашему сердцу?», и образ старшины Макаренко – эпизодического персонажа из сценария, ставшего главным героем фильма, и творческий тандем с бывшим «всамделишным» фронтовым разведчиком Алексеем Смирновым, напрямую перекочевавший из «Разведчиков» в «Стариков» - это все заслуга Леонида Быкова. На его обаянии и огромном актерском мастерстве и держится эта весьма скромная картина про лихих морпехов Дунайской военной флотилии, в дни штурма Будапешта выкравших не только коньяк с командирского новогоднего стола, но и секретные чертежи немецких мин на Дунае. Все свои наработки образа матроса Макаренко актер Быков потом использует и разовьет в своем фильме про героических летчиков, и еще на пехотинца-ефрейтора Святкина из «А ты-баты, шли солдаты» много чего останется.
«Разведчиков» долго ругали в прессе. И не только за кражу коньяка у генералов и тот факт, что на фронте к делу и не к делу употребляют алкоголь («Гуси-гуси? Га-га-га! Пить хотите? Да-да-да!»), но и за то, как может быть показан симпатичный и бравый герой, каким выведен здесь старшина Макаренко, когда он является своевольным нарушителем дисциплины, трижды бежавшим из-под ареста на фронт («Три раза ловили. Позор! -Так я же не бежал, командир. Это я так, тренируюсь»), не робеющий ни перед немцами, ни, как и сам Леонид Быков по жизни, перед собственным начальством. И гибель бывшего детдомовца Макаренко в финале так же рвала сердце, как и гибель ефрейтора Святкина, тоже бывшего детдомовца по фильму.
По итогам проката 1968 года «Разведчиков» посмотрело 35 миллионов кинозрителей, что стало четвертым результатом за всю полувековую историю студии Довженко. Конечно, «Разведчики» не поднялись до каких-то драматических высот, оставшись славным кино на военно-приключенческую тему, где роль разрушенного Будапешта играл еще не восстановленный после войны Калининград, а роль Дуная – речка Прегель. А меж тем фильм-то был посвящен легендарному Виктору Калганову - капитану 1 ранга, одному из основоположников прикладной гидробионики в СССР, специалисту в области служебного использования дельфинов в военно-морском флоте и командиру взвода морской пехоты в годы Великой Отечественной войны. В боях под Ленинградом лейтенант Калганов отпустил бороду и заявил, что не сбреет её до конца войны, получив прозвище «Борода», а в 1943 году первым среди личного состава Черноморского флота был награждён орденом Александра Невского. Всего за годы войны родные Виктора Андреевича получили шесть похоронок, но он остался жив! И хороший актер Иван Миколайчук в роли Калганова очень старался воплотить на экране его героической образ. Но партнером Миколайчука по съемкам был сам Леонид Быков, который именно в «Разведчиках» поймал ту волну, что уже через 5 лет вынесет его на пик славы за снятый им «В бой идут одни «старики», который многие по праву считают лучшим фильмом о Великой Отечественной войне. И затмить быковского старшину Макаренко другим героям было совершенно невозможно.
Вот такая, как говорил старшина Макаренко, «шутка природы».