Московская битва

«ВСТУПЛЕНИЕ» (1963)

В рубрике «Военное кино» мы постараемся ещё раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, на которых воспитывалось несколько поколений наших бабушек и дедушек, пап и мам. Фильмах, ставших нашей историей. Нашим «золотым запасом» на все времена.

Еще до того, как стать лейтенантом Кузнецовым в одном из лучших фильмов о войне «Горячий снег», и уж задолго до культовой роли Саньки Григорьева в популярнейшем сериале «Два капитана», Борис Токарев был Володей Якубовским – нескладным подростком, вступающим во взрослую жизнь в картине начинающего режиссёра Игоря Таланкина «Вступление». Картина была посвящена судьбам ленинградцев, по счастливой случайности сумевшим избежать ужасов блокады. Впрочем, в то военное время лёгкой жизни не было даже в глубоком тылу, где тоже были голод и похоронки, презрительное «понаехали тут» и уголовка за опоздание на работу, нелепая смерть жены лучшего друга и неустроенная судьба отзывчивой на скупую мужскую ласку Володиной мамы, в душевном исполнении Нины Ургант. И тот редкий в советском кино показ какой-то взвинченной истеричности уставших от страданий людей в ожидании поезда в эвакуацию, и льющийся прямо с экрана внутренний свет мечтающей о возвышенной любви случайной Володиной попутчица девочки Вали, которую судьба сводила-сводила с Володей, да так не свела, и сводный брат Володи юный философ Олег, сыгранный только что дважды премированным на кинофестивале в Венеции Николаем Бурляевым – всё вместе это стало фильмом о вступлении в какую-то новую счастливую жизнь, которая начнётся сразу после войны. Казалось, что все плохое и страшное, истеричное и озлобленное сейчас кончится, уйдёт в прошлое вместе с войной, и на всей земле останутся только такие как Володя, Валя, Олег и верный Володин друг Ромка, в которого вдохнул жизнь на экране совсем молодой Валерий Носик. И именно из них и будет состоять эта новая жизнь. В 1963 году еще был Хрущев, обещавший через 17 лет коммунизм, и все верили, что так и будет.

Фильм «Вступление» второй год подряд, после «Иванова детства» Андрея Тарковского, чуть было не взял главный приз Венецианского кинофестиваля, и получил спецприз жюри на детском кинофестивале в Каннах. Тогда казалось, что так оно и будет всегда, но следующим советским триумфатором Венеции станет только «Урга» Никиты Михалкова, и ждать этого придётся ещё дольше, чем так и не наступившего коммунизма – 28 лет, до 1991 года, последнего года существования СССР.

Борис Токарев, Николай Бурляев, Валерий Носик и дебютировавшая в роли Вали Наталья Богункова, которую мы запомним лишь по роли жены хулигана и балагура Ганжи, блистательно сыгранного Александром Збруевым в одном из лучших советских сериалов «Большая перемена», проживут по-разному свою актёрскую жизнь, счастливо и не очень. А картину «Вступление» вскоре вообще перестанут показывать по телевизору за напоминание о том, какие мы все тогда были наивные и смешные, потому что считали, что все может быть по-другому только из-за того, что мы в той войне победили.