Конструктор оформления фото

"ЧЕРЕЗ КЛАДБИЩЕ" (1964)

О том, что Бог в той войне был за русских, первым из режиссёров догадался белорус Виктор Туров, на излёте хрущёвской эпохи богоборчества снявший фильм «Через кладбище», спустя 30 лет включённый ЮНЕСКО в сотню лучших фильмов на военную тему.

Если бы не немцы со «шмайсерами» наперевес, и не русские имена героев, то можно было подумать, что действие фильма происходит не в Белоруссии поздней осенью 1942 года, а где-нибудь в средневековой Фландрии, стонущей под гнетом испанских инквизиторов. Наверное, потому, что оккупация всегда одинакова. Качается под мостом повешенный. На кладбище с покосившимися крестами зарос паутиной распятый в камне Спаситель. Крестное знамение, сотворённое местным архангелом - партизанским провожатым Сазоном Ивановичем, спасает жизнь 16-летнему подрывнику Михасю, отправившемуся в город за взрывчаткой. Здесь «на счастье» дают пистолет «вальтер», тол из снарядов выплавляют в церкви под образами, а похожий на Христа бывший советский счетовод бродит по улицам среди похоронных процессий погибших немцев, и отпевает партизан, а не язычников-оккупантов, явившихся в храм, когда в том идёт таинство изготовления взрывчатки. Здесь немцы ждут пришествия Евы, певички из Берлина, и не ведают, что настоящая библейская Ева, похоронившая убитого немцами мужа, работает в немецком офицерском баре, а в нерабочее время спасает партизан. И нельзя сказать, по кому больше прошлась война - по юродивому брату Евы Феликсу, которому всех жалко, и правых, и виноватых, или по Михасю, видевшему смерть матери от немецкого штыка и сравнивающему охоту за немецкими эшелонами с охотой на снегирей. При этом пленный немецкий обозник по имени Адольф сторожит у партизан овец благодаря Михасю, который в атаке не дал того насмерть камнем по голове стукнуть, да и Сазона Ивановича, употребляющего спиртное, тоже жалеет: «И война кончится, и наша победа будет, а вы вдруг сопьётесь».

Отец 8-летнего Виктора Турова сам участвовал в партизанском движении и был повешен немцами в Могилевской тюрьме. Сам Виктор Тимофеевич вместе с матерью и сестрой был угнаны в лагерь в Германию, и потому о войне знал не понаслышке. Картина «Через кладбище» получила приз за лучший режиссёрский дебют на фестивале стран Прибалтики, Белоруссии и Молдавии в 1965 году, а режиссёр Туров приступил к работе над фильмом «Я родом из детства», где Владимир Высоцкий исполнит свою лучшую песню о войне «На братских могилах не ставят крестов», и который Беларусь потом назовёт своим лучшим фильмом за всю историю национального кино.