Конструктор оформления фото

«ИМЯ» (1988)

В Советском Союзе комедии на военную тему перестали снимать сразу же после Победы. Поддерживать боевой дух армии и народа уже не требовалось, а шутить без повода о Великой Отечественной войне, которая принесла столько горя, не хотелось. Да и достойных произведений особо не было, не считая поэмы про Василия Тёркина, никому не известных стихов Арсения Тарковского про Ивана Хватова из села Солдатово, да запрещённого романа о солдате Чонкине, крайне неудачно экранизированного оскароносным чехом Иржи Менцелем, так ничего и не понявшим про русскую душу. Не пропустило Госкино и сценарий Геннадия Петрова и Аркадия Толбузина о смешливом слесаре из депо Егоре Сидорове, который пошёл на базар водку на хлеб менять, да на фронт угодил, всех фрицев победил и домой вернулся. К ужасу цензоров, главный герой в кино, как и сценарист Толбузин в реальной жизни, попал в штрафбат, про который разве что Владимиру Высоцкому дозволялось петь на полулегальных концертах, а уж чтобы кино про такое снимать…. Так и пролежал сценарий два десятка лет на дальних полках «Мосфильма», пока специалист по детским сказкам режиссёр Борис Рыцарев, воспользовавшись перестройкой, не снял картину «Имя», которая и по сию пору остаётся едва ли не единственным исключением среди драм и батальных полотен про войну. И, главным образом, благодаря чудесному актеру Олегу Демидову, выпускнику театрального факультета Латвийской консерватории и тогдашнему ковёрному клоуну из Московского цирка на Цветном бульваре, которого рекомендовал режиссёру сам Юрий Никулин.

И получилось смешное доброе кино о том, как у раззяв-охранников сбежал штрафник из эшелона, следовавшего на фронт, а те, чтобы не нарушать отчётности, забрали первого подвернувшегося под руку паренька Егорку, чтобы бросить его в самое пекло боевых буден. Только нашему Егорке даже война как дождь из ведерка. Где наши не пропадали.

Анекдот? Наверно. Впрочем, на войне и не такое случалось.