Конструктор оформления фото

"НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД" (1945)

Первой послевоенной весной выстрелом дуплетом - выходом картин «Небесный тихоход» и «Беспокойное хозяйство» завершилась эпоха великих военных комедий сталинского кино. Конечно, задачу запретить народу смеяться никто не ставил, и впереди уже маячили не менее эпохальные «Кубанские казаки», «Сказание о земле сибирской» и «Свадьба с приданым», не говоря уж о «Падении Берлина», который должен был стать каноном военного кино, в который «Небесный тихоход» не вписывался совершенно.

Дело в том, что режиссер Семен Тимошенко – человек насквозь мирный, очень любил самолеты. Уже в его первом, несохранившимся фильме «Наполеон-газ», в 1925 году фашистские самолеты неопознанной принадлежности, летевшие бомбить Ленинград, были сбиты придуманными Тимошенко управляемыми беспилотниками, а свой последний фильм, который он не успел снять, уйдя из жизни в 1958 году, Семен Алексеевич хотел посвятить одному из первых русских воздухоплавателей Сергею Уточкину. Вот и «Небесным тихоходом» Тимошенко хотел воспеть подвиг защитников города на Неве, начав фильм с бомбардировки теперь уже не фантастическими, а настоящими фашистскими стервятниками любимого Ленинграда, но высокое кинематографическое начальство наотрез отказалось вводить в фильм какие-либо серьезные темы, зато потом, после выхода фильма, не преминув упрекнуть режиссера в «надуманности сюжетных ситуаций», пошлости и фальши.

А все дело в том, что свою юность Семен Тимошенко посвятил тому, что сегодня бы назвали «стендапом», выступая конферансье и сочиняя остроты и репризы для послереволюционных петербургских мюзик-холлов, за что он даже среди коллег получил прозвище «острильный аппарат». Немудрено, что фразы из «Небесного тихохода» разошлись на цитаты. Ну ка как не восхититься отточенными диалогами героев картины, у которых, буквально, каждое слово стоит на своем месте, как приклеенное:

-Вы на меня трассирующими глазками не смотрите…

-Я с газеты. Корреспондент газеты «Правда». «Пионерской».

-Для детишек писать будете?

-Для газеты.

-Непьющие и летают. Ангелы, а не летчики…

-Почему здесь девушка?

-Это, извините, не девушка.

-А кто же?

-Старший лейтенант Кутузова.

--Не может старший лейтенант быть женой…

Да и сам фильм рассказывал о том, как «СМС» - «святой мужской союз» летчиков-мизогенов, что значит «женоненавистников», у которых «первым делом самолеты» и до конца войны любовь отменяется, распался при первом соприкосновении с прекрасной действительностью в виде представителей «слабого пола», которые, хотя тоже бравируют тем, что «во время войны романами только финтифлюшки занимаются», но сердца суровых покорителей неба разбивают на раз. Началось все с того, что «воздушный иуда» капитан Кайсаров оказался женат на старшем лейтенанте Марии Светловой, ну а потом и два других участниками «СМС» капитулировали перед обаянием и красотой соратниц по боевому братству, которые, благодаря сценаристу Тимошенко, остры на язык как горчица. «Я думала, что вы ас, а вы у-два-с», - как сказала спецкор «Пионерской правды» Петрова майору Булочкину, имея ввиду малоскоростной самолет У-2, на который строгая докторша в исполнении Фаины Раневской пересадила бесстрашного истребителя и мастера беспарашютного спорта с внешностью Николая Крючкова.

И как не свирепствовало кинематографическое начальство, безжалостно кромсая сценарий и запрещая, к примеру, снимать сцену с немецким генералом, подвешенным к самолету, «как слишком эксцентричную и нетактичную», фильм стал одним из чемпионов проката 1946 года, выйдя на экраны в знаменательный для несерьезного человечества день 1 апреля и собрав в кинотеатрах более 21 миллиона зрителей. И даже получил Государственную премию СССР. Правда, только в 1983 году.

Так что, прав был один из главных персонажей картины Туча - тоже, кстати говоря, старший лейтенант, рекомендовавший не шутить с начальством.