Конструктор оформления фото

«ЧИСТОЕ НЕБО» (1961)

Через десять лет после Победы в Советском Союзе началась реабилитация солдат и офицеров, в годы войны находившихся в плену. Все это время несколько миллионов человек фактически жили с клеймом если не предателя, то, как минимум, труса и шкурника, обменявшего жизнь на присягу. И здесь невозможно недооценить вклад писателя Сергея Смирнова, первым воспевшего подвиг героев Брестской крепости, немногим выжившим из которых, ввиду многочисленных ранений попавших в плен, как правило в бессознательном состоянии, отдавали должное даже немцы. Маявшийся все эти годы чернорабочим и дворником майор Петр Гаврилов, державший оборону в Бресте более месяца, в 1957 году стал Героем Советского Союза, затем реабилитация настигла и других бывших советских военнопленных. Гимном не столько их военным свершениям, сколько послевоенной выдержке и мужеству, всем, выигравшим тяжелое сражение с бюрократами и перестраховщиками стал фильм лауреата кинофестивалей в Каннах, Лондоне, Милане, Сан-Франциско, Мехико и Тегеране, кавалера боевых орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени режиссера Григория Чухрая «Чистое небо».

История любви летчика Астахова и бывшей школьницы Саши Львовой, на грани непрекращающейся истерики сыгранной Ниной Дробышевой, не стоила бы упоминаний, если бы не потрясающие кадры эшелона, на полной скорости проследовавшего через город, тех десятков женщин - матерей, жен и дочерей, пришедших на вокзал, чтоб хотя бы на долю секунды увидеть лица своих защитников, и маленькой девочки, зажимающей уши руками, чтобы не слышать бабьего крика, провожающего мужчин в их последний путь. Если бы не растерянное лицо Евгения Урбанского, сыгравшего летчика Астахова, который знал, как громить врага, но оказался бессильным перед чиновничьим произволом. Если бы не звездочка Героя в сильных, но так предательски дрожащих пальцах бывшего летчика, не спившегося, не сломавшегося и дождавшихся возвращения своих боевых наград. Впервые перед застывшим с комком в горле зрительным залом - родных и близких тысяч таких «Петров Гавриловых» с экрана лились слова поддержки фронтовикам, навсегда снимавшие с них клеймо изменника.

«Чистое небо» стала последней картиной в великой трилогии лейтенанта и бывшего командира роты связи Григория Чухрая, наряду с «Сорок первым» и «Балладой о солдате». Последним фильмом Григория Наумовича стала одна из серий в документальном проекте «Монстр. Портрет Сталина кровью», уже после перестройки снятого по американскому заказу. Но, конечно, в истории кино он останется не им, а Алешей Скворцовым, Марюткой Басовой, летчиком Астаховым и словами благодарности от десятков тысяч наших солдат, которым он вернул надежду на достойную жизнь.