Открылась выставка, посвященная фронтовым кинооператорам
Во Всероссийском государственном институте кинематографии открылась фотовыставка, посвященная кинооператорам, оставившим для потомков бесценные кадры, снятые как на фронтах Великой Отечественной войны, так и запечатлевшие героические подвиги нашего народа в тылу.
Будни войны практически в ежедневном режиме для нас фиксировали 282 кинооператора. Каждый второй был ранен, каждый четвертый убит. «Любой оператор в любой момент времени может попасть в обстоятельства, в которые попадает его страна. И в любую секунду он может оказаться в ситуации, когда вынужден рисковать своей жизнью, чтобы выполнить свой профессиональный долг» - отметил декан операторского факультета Михаил Агранович.
Ректор ВГИКа Владимир Малышев подчеркнул важность работы кино- и видео-операторов не только для истории, но и для сегодняшнего дня, потому что они помогают нам увидеть правду. «И даже когда закончится кино как искусство, профессия кинооператора-документалиста все рано будет востребована», - уверен Виктор Доброницкий, чей отец - фронтовой кинооператор в 1944 году участвовал в съемках документального фильма «Возрождение Сталинграда».
Также было показано документальное эссе о фронтовом кинооператоре Валентине Орлянкине и картина «Возрождение Сталинграда», повествующая о трудовом подвиге сталинградцев - да и не только сталинградцев, а, буквально, всей страны, помогавшей восстанавливать практически полностью уничтоженный войной город. Пронзительные кадры детей, возвращающихся в свое порушенное жилье, девушек, каждую минуту попирающих своими каблучками фашистскую свастику, нарисованную на крыле самолета - просто потому, что они тогда жили в подбитом немецком транспортном самолете и так им приходилось спускаться и подниматься в свою «квартиру», соседствовали с кадрами трудовых будней, когда девушки из бригады Александры Черкасовой приходили восстанавливать свой город - месить цемент, класть кирпичи, красить стены после трудового дня на основной работе. Так был восстановлен первый жилой дом в освобожденном Сталинграде – легендарный «Дом Павлова». Завершался фильм вечерними съемками танцевальной площадки, которой стала площадь перед Тракторным заводом. Потому что и врага победили, и город восстановили обычные люди, которым хочется и влюбляться, и танцевать, и выглядеть нарядными, а героями они стали потому, что так сложились обстоятельства, и героем у нас может стать любой. Иногда всего лишь для того, чтобы просто остаться человеком.
«Эта выставка, насколько я знаю, не планировалась заранее. Но на операторском факультете решили, что в столь знаменательную дату – 80-летие исторической победы под Сталинградом необходимо еще раз вспомнить о подвиге людей совершенно не военной профессии, которые, как и солдаты на передовой, шли в бой, вооружившись одной лишь кинокамерой, чтобы подвиг наших бойцов остался в народной памяти навечно», - прокомментировал открытие выставки представитель Бессмертного полка России Сергей Цунаев.