Первым делом, первым делом - самолеты!
Что делать, если в кино требуется снять воздушный бой времен Второй Мировой войны? Конечно, нужен самолет! И лучше не один. За рубежом старая авиатехника сохраняется музеями и многими богатыми любителями весьма бережно, одних только летающих ныне истребителей «Мустанг» там сохранилось около трехсот! У нас же снимаемые с вооружения и с воздушных линий самолеты, как правило, безжалостно ломались. Есть, правда, Монинский авиамузей, Ульяновский музей гражданской авиации и Музей авиации в Москве на Ходынке. Представленные там самолеты уже не могли летать, но довольно активно использовалась в съемках аэродромных сцен. Достаточно вспомнить фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», где снимался натуральный бомбардировщик Пе-2. А в фильме «Им покоряется небо» сыграл роль самого себя первый советский турбореактивный истребитель МиГ-9, и у него даже работали двигатели!
Но имеющиеся в наличии коллекции не могут охватить все требуемые типы самолетов. Тогда их заменяют другими, похожими внешне, или даже надстраивают «фальшивые» элементы. Без переделок обошелся дальний бомбардировщик Ту-4 при съемках сцены прилета Рузвельта на переговоры в Тегеран в киноэпопее «Освобождение» - ведь этот Ту был советской вариацией американского В-29, которым, вероятно, и пользовался американский президент. Кстати, Черчилль в том же фильме выходил из обычного Ан-24, но это почти не заметно. А вот для фильма «Последний рейс «Альбатроса» у МиГа-9, для того, чтобы его сделать похожим на немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262», воздухозаборник на носу закрыли овальным обтекателем, а под крылья подвесили имитации реактивных двигателей. И МиГ, не имеющий внешне ничего общего с «Мессершмиттом» полностью обрел его черты! А в фильме «Балтийское небо» для имитации истребителя И-16 укоротили, обрезав фюзеляж, изменили обводы киля, доработали щитки шасси, поставили фальшивые выхлопные патрубки учебно-тренировочному Як-11. Конечно, такой самолёт летать уже не мог, зато рулежки по взлетной полосе выполнял отменно.
А вот для съемок фильма «Особо важное задание» был использован штурмовик Ил-2, восстановленный в конструкторском бюро им. С. В. Ильюшина, причем двигатель его, пролежавший вместе с самолетом в болоте около сорока лет, был доведен до рабочего состояния, и на съемках машина своим ходом рулила по аэродрому!
Но как ни важны аэродромные сцены, самолеты должны летать. Делается это тоже разными способами. Самый простой, но дающий почти стопроцентную достоверность - использование кинохроники. Но часто хроникальные кадры подбираются не совсем специалистами. И потому случается, как, например, в сериале «Семнадцать мгновений весны»: когда генерал Вольф отправляет секретный пакет для Гиммлера, летчик садится в Як-12, на взлет выруливает уже «Мессершмитт», а взлетает «Фокке-Вульф-190»!
И даже компьютерные сцены не помогают. Например, в сериале 2006 года про гибель каравана PQ-17 радистка конвоя сообщает о приближении торпедоносцев «Хейнкель-111», после чего следует атака с участием бомбардировщиков «Юнкерс-88», хотя на самом деле конвой атаковали поплавковые торпедоносцы «Хейнкель-115».
Очень активно применяются в кино современные спортивные самолеты. Обычно в роли обобщенно советских истребителей выступают Як-18А или Як-52. В роли «Мессершмиттов-109» традиционно выступают чехословацкие «Злины». Относительное сходство с оригиналами у них есть, и что намного важнее, их можно снимать в полетах. А в фильме «Битва за Москву» к ним присоединились чешские «Моравы», которые довольно похожи на двухмоторные «Мессершмитты-110». Все эти машины эффектно проносятся над «полем битвы» и ведут дут жаркие «воздушные бои».
Но, конечно, все эти нюансы могут заметить только специалисты. А обычные зрители просто радуются хорошему кино.
На фото: в фильме «В бой идут одни «старики» роль истребителей Ла-5 исполняли созданные уже после войны учебно-тренировочные машины ЯК-18П. Но выглядели самолеты-актеры достаточно правдоподобно.