Военное кино. "Берег" (1983)
Спустя 20 лет после своего выдающегося дебюта в кинематографе о Великой Отечественной войне «Мир входящему» режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов вернулись к военной теме в картине «Берег» по роману фронтовика Юрия Бондарева. Однако в отличие от прошлой военной картины, в Венеции принятой на «ура» и получившей там приз за лучшую режиссерскую работу, новый фильм Алова и Наумова в Европе предпочли игнорировать. «Берег» промелькнул в ограниченном прокате в Венгрии и единожды, поскольку был сделан совместно с западногерманской студией, был показан по немецкому ТВ. На Западе набирал популярность миф о миллионах немецких женщин, изнасилованных солдатами Красной Армии после капитуляции Германии, и фильм о любви немки к советскому лейтенанту, пронесшей эту любовь через всю свою жизнь, не вписывался в повестку на будущее, которая уже начинала формироваться в общественном сознании западных стран.
Все началось с книги бывшей коммунистки, а затем журналистки основанной Геббельсом газеты «Атака» и члена Имперского союза немецких писателей Марты Хиллерс, в 1954 году в США и в 1959 году в Западной Германии опубликовавшей в виде отдельной книги, якобы, дневниковые записи весны-лета 1945 года «Женщина в Берлине» (в Российской Федерации признана экстремистской) - саги о бесконечном круговороте сексуализированного насилия над жительницами столицы Третьего рейха, творимого едва ли не каждым советским солдатом – другие автору почему-то не встречались. После падения Берлинской стены выйдет книга «Освободители и освобожденные», где речь пойдет уже о двух миллионах изнасилованных немецких женщин, причем цифры будут взяты из отчета лишь одной больницы, где каждая женщина, в разрушенной и голодной Германии 1945 года сделавшая аборт, будет причислена к жертвам изнасилований, причем, исключительного красноармейцами, после чего это число будет экстраполировано на всю Германию. В результате перемножения этих абсолютно надуманных данных и появится цифра в 2 миллиона, с 1992 года и по сей день кочующая по западным СМИ.
В кино же было показано, как лейтенант Никитин наоборот, спасал девушку Эмму от ненавидевшего немцев, которые расстреляли его семью, сержанта Меженина, феерически сыгранного Владимиром Гостюхиным, а сам фильм получился про то, что «счастье – это память о том, что нельзя вернуть и повторить», и что цена, заплаченная нами за нашу Победу и немцами за их поражение, навсегда развела нас по разным берегам, как бы нам не хотелось забыть об этой цене и начать все с чистого листа.
И не Джоконда, нарисованная безвестным уличным художником на асфальте и затоптанная равнодушными прохожими, и не затопленная колокольня из детства главного героя, и колокол, неслышно бьющий под водой будут главными символами этого красиво снятого фильма, а лейтенант Княжко, в первые дни мая 1945-го в заштатном городишке Кюнесдорфе под Берлином пожалевший мобилизованных в вермахт школьников, вышедший к ним с белым флагом, чтобы прекратить обоюдный огонь, и получивший за это пулю в грудь. Потому что бывших нацистов не бывает и раскаявшихся среди них тоже нет.
Да, конечно, мы все за мир – и с немцами, и не с немцами. Только миры у нас разные.