Конструктор оформления фото

Белясник Петр Никифорович

Белясник Петр Никифорович
Дата рождения: 8 декабря 1917

Участие Белясника П.Н. в боях за Москву (октябрь 194 1 г. – апрель 1942 г.). Операция «Тайфун». 125 ИАП – участник разгрома эскадр Люфтваффе в небе Москвы

Мой дед, Белясник Петр Никифорович родился 8 (21) декабря 1917 года в селе Вовна Шостинского района Сумской области Украины в семье крестьян. В апреле 1940 г. с отличием окончил Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу летчиков имени А.Ф. Мясникова в г. Севастополе и был направлен в формирующийся 126 истребительный авиационный полк (126 ИАП) в Белорусском военном округе (с 11.07.1940 г. – Западный Особый военный округ).

С июня 1941 г. лейтенант П.Н. Белясник – в действующей армии. Был адъютантом эскадрильи, штурманом полка, заместителем командира 126-го ИАП. Принял участие в приграничном сражении 22.06.1941 г. (аэродром Долубого в районе города Бельска в 18 км до границы с Польшей), в оборонительных боях в Белоруссии в составе ВВС 21 армии, обороне Москвы (6 Истребительный авиационный корпус (ИАК) противовоздушной обороны Москвы (ПВО), Сталинградской битве (268-я истребительная авиационная дивизия (ИАД) 8 – й воздушной армии).

После интенсивных и тяжелых боев первых месяцев войны на Западном фронте, 126-й ИАП был выведен в Москву для получения новой материальной части и награждения летного состава. В этих воздушных боях полк потерял многих летчиков и верных товарищей: Перевезенцева Д.А., Ушакова В.И., Мальцева Д.В., Алаева Г.И., Воднева В.В., Даниленко М.Б., Станиславского С.С. и др., павших смертью храбрых.

В документах части и ВВС армии отмечались летчики, которые наиболее успешно и результативно выполняли боевые задачи. 09.08.1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР многие летчики 126 ИАП были награждены.

Лейтенант В.Г. Каменщиков и младший лейтенант С.Г. Ридный были удостоены званий Героев Советского Союза. Награждены орденами Красного Знамени капитан В.М. Найденко, старшие лейтенанты Н.Ф. Арсенин, А.И. Смирнов, лейтенанты С.Ф. Левша и П.Н. Белясник (ЦАМО, фонд 33, опись 682523 Единого хранения), старший батальонный комиссар Д.А. Голуб – орденом Красной Звезды.

«В конце августа 1941 г., оставшиеся в полку самолеты: четыре МиГ-3 и два И-16, в том числе и мой «старенький» МиГ, повидавший виды и на котором я налетал за время боев около 130 часов (ресурс самолета был 75 часов), мы, летчики 126-го ИАП, перегнали в город Льгов на базу, а оттуда весь личный состав полка улетел в Москву. Здесь, в Кремле, нам, летчикам полка, были вручены боевые награды, - вспоминал Петр Белясниик. - Сентябрь 1941 г. Прилетев в Москву, нам выдали новое обмундирование. Оформили соответствующие документы на награждение и через два дня в Кремле, мы получили свои боевые награды…».

15.09.1941 г. летно-технический состав 126 ИАП убыл в 27-й запасной авиационный полк (ЗАП) в г. Кадников Вологодской области (Архангельский военный округ). 270-й ЗАП был сформирован в конце августа 1941 г. (командир полка В.И. Пантелеев) специально для переучивания на иностранные самолеты «Томагавки» и «Харикейны». Здесь прошли подготовку 126, 154, 159, 964 ИАП и десятки отдельных экипажей.

Нужно сказать, что относительно немногие чисто американские самолеты Р-40 фирмы «Кертисс» были закуплены в августе – сентябре 1941 г. нашей страной у США за золото, так как на тот момент СССР в программу «ленд-лиза» не был включен. Самолеты поступали в 27 ЗАП, оттуда строевые части после обучения, забрали иностранные машины. Первыми в СССР попали Р-40 из США и еще несколько десятков британских самолетов Р-40В. В составе 6 ИАК ПВО Москвы истребители Р-40 «Томагавк» впервые появились в составе 126 ИАП под командованием майора В.М. Найденко. 126-й ИАП участвовал в обороне Москвы с 12.10.1941 г. по 27.08.1942 г.

Авиационное прикрытие Москвы возлагалось на части 6-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) (командир корпуса полковник И.Д. Климов). Корпус был создан на базе 24-й и 78-й истребительной авиационной дивизии (ИАД), состоял из 11 ИАП, насчитывавших 387 экипажей. Учитывая особую роль истребительной авиации ПВО Москвы и других объектов, командование дополнительно выделило 28, 123, 124 и 126-й ИАП, которые получили большой опыт боевых действий в приграничных боях в первые дни войны. Особенно высокие моральные качества, уменье драться с врагом показали летчики 126 ИАП, которые за первый месяц боев уничтожили более 60 вражеских самолетов.

Ситуация для Красной армии в сентябре и начале октября 1941 г. была крайне сложной. Только в первые десять дней октябрьского наступления в полосе Западного фронта авиация противника произвела около четырех тысяч самолетовылетов. С 1 октября 126 ИАП приступил в 27-м ЗАП к учебным полетам, но уже через несколько дней ему пришлось срочно убыть на фронт, в связи с тяжелой обстановкой. Полк в составе 2-х эскадрилий (20 самолетов) перелетел на аэродром Чкаловская в 40 км восточнее Москвы (аэродром Государственного научно-испытательного института ВВС Красной армии – НИИ ВВС КА) и начал боевую работу по обороне Москвы. Там же разместились 95-й и 208-й ИАП ПВО Москвы.

В дни решающих боев за Москву Ставка Верховного Главнокомандования смогла сосредоточить на подступах к столице мощные силы. В ее обороне участвовало 1134 самолета, из них 459 истребителей (более 40 %), находившихся в составе войск ПВО. Истребители 6-го ИАК ПВО Москвы не только отражали воздушные налеты на Москву, но и прикрывали боевые порядки войск Западного и Калининского фронтов, вели штурмовку пехоты и танков противника, осуществляли воздушную разведку и патрулирование вдоль железнодорожных и шоссейных дорог. В первых октябрьских боях за столицу активно действовали 11, 16, 27, 28, 34, 95, 120, 126, 171, 177, 178, 208, 233, 445, 562 и 564-й ИАП.

За месяц боевых действий (к 15.11.1941 г.) 126-й ИАП произвел 685 боевых вылета на прикрытие войск фронта и объектов в районе Москвы. Летчиками 126-го ИАП было сбито 17 самолетов противника.

Однако, при освоении американских самолетов «Томагавков», были и сложности:

- в полку не было технического описания и инструкции по эксплуатации этих самолетов. Вся документация была на английском языке,

- конструкция самолета была не приспособлена к нашим климатическим условиям. Самолеты оказались совершенно непригодны для русской зимы.

Ни один боевой вылет не обходился без аварий. Посадки самолетов с неработающим двигателем стали обычной практикой. Все это требовало неимоверных усилий технического состава по приведению их в пригодное состояние для боевых действий. От морозов, доходивших до -38 по Цельсию, замерзали масло, гидросмесь и антифриз, из-за чего лопались соты радиаторов, трескались пневматики колес, разряжались аккумуляторы. Частыми были разрушения электрогенераторов и «заклинивание» моторов. Генераторы и колеса заменили на советские, а в гидро-, масло- и охладительную системы установили специальные краны, через которые жидкости полностью сливались на ночь. Но когда научились бороться с дефектами, большая часть самолетов уже была небоеспособной. Отсутствовали запасные части и моторы, а патронов к английским и американским пулеметам не было вообще.

Тем не менее, активная боевая деятельность продолжалась; за январь 1942 г. было выполнено 198 самолетовылетов (334 летных часа), проведено 11 воздушных боев, в которых сбито 7 самолетов противника. 17.02.1942 г. в результате отказа мотора на взлете разбился один из лучших пилотов 126 полка Герой Советского Союза старший лейтенант С.Г. Ридный («Томагаук» АК 325). Похоронен С. Ридный на военном кладбище поселка Чкаловский под Москвой.

Несмотря на обилие аварий, общее впечатление о самолете у летчиков 126-го ИАП оказалось хорошим. В самолете было именно то, чего недоставало советским истребителям: мощь вооружения (секундный залп в 1,5 раза был выше, чем у МиГ-3), защита (38 мм лобовое бронестекло, бронеспинка), прочность планера, комфорт (четкая устойчивая радиосвязь, хороший обзор из фонаря с чистыми и прозрачными стеклами и надежным аварийным сбросом, просторная кабина), большая (до 1100 км) дальность полета.

Самолет в руках опытных воздушных бойцов оказался грозным оружием. Была разработана специальная «групповая» тактика, когда недостатки машины компенсировались хорошей слетанностью звеньев и эшелонированием по высоте, поэтому большинство побед 126-го ИАП было групповыми.

Несмотря на все эти сложности в эксплуатации самолетов Р-40 «Томагавк» (к январю 1942 г. лишь 9 самолетов из 20 могли подняться в воздух из-за отказов материальной части), 126-й ИАП 6-го авиакорпуса ПВО выполнил с 25.10.1941 г. по 25.04.1942 г. 666 боевых вылетов на прикрытие войск Калининского и Западного фронтов, а также 319 полетов на защиту Москвы.

Из книги «Воздушная битва за Москву. Сталинские соколы на защите столичного неба 1941-1944»: «15.01.1942 г. был потерян только один Не-111 Н-5 из 9-ой эскадрильи KG 53 «Легион Кондор». Но достоверно установлено, что его сбила пара Р-40В из 126-го ИАП. Лейтенантам Степану Ридному и Петру Беляснику было подтверждено сбитие Не-111 в районе Рождественское-Назарьево.

27.01.1942 г. истребители 6-го ИАК снова прикрывали прорвавшиеся в немецкий тыл части в районе Вязьмы, Гжатска и Ржева. В районе последнего звено «Томагавков» из 126-го ИАП атаковала группу из 4 Ju-88, которых прикрывало 5 «Мессершмиттов». В результате без потерь со своей стороны было сбито 2 Ме-109 (1/3 победы засчитали лейтенанту Беляснику и 2/3 победы-лейтенанту Лозовому)».

Всего за январь 1942 года в весьма обширной зоне действия 6-го ИАК было зафиксировано 187 пролетов немецких самолетов. Самых больших успехов достиг 126-й ИАП, вооруженный американскими истребителями Р-40 (у нас их называли «Кертисс»), на счету которого было 7 побед».

Из книги А.Г. Федорова «Авиация в битве под Москвой»: «В феврале 1942 г. летчики корпуса провели более 100 воздушных боев и сбили 54 вражеских самолета, в марте в 48-ми боях было сбито 25 самолетов противника. В этих боях отличились капитан Г.Ф. Приймук, старшие лейтенанты П.Н. Белясник и А.Ф. Ковачевич, лейтенант В.Г. Иванов и др. летчики».

Из воспоминаний комиссара 126 ИАП Д.А. Голуба: «30.01.1942 г. Прикрывали наши войска у Волоколамска, Сычевки, Вязьмы. Летаем много. Отличились коммунисты старший лейтенант П. Белясник, лейтенанты Е. Лозовой и Г. Шорохов. Они вступили в бой с 13-ю вражескими самолетами. Трех «Мессеров» вогнали в землю, остальные нырнули в облака и скрылись. Погода стоит очень морозная. Летчикам тяжело летать…»

В мае 1942 г. 126 ИАП был перевооружен на самолеты Р-40Е «Киттихаук», на которых летчики летали до середины сентября 1942 г. После отступления немцев от Москвы полк оказался в глубоком тылу и в спокойной обстановке до конца августа совмещал освоение «Киттихауков» с задачами ПВО Москвы и Подмосковья. В конце лета к ним добавилось экскортирование правительственных самолетов по маршруту: Москва- Арзамас- Куйбышев.

В конце боев за Москву 28.08.1942 г. 126-й ИАП ПВО Москвы по указанию Ставки Верховного главнокомандования был направлен на Сталинградский фронт и вошел в состав 268-й ИАД (командир подполковник Сиднев Б.А.) 8-й воздушной армии.

Из книги «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»:

«31.08.1942 г. четверка истребителей 126-го ИАП, ведомая капитаном П.Н. Белясником, в неравном бою с 22 истребителями типа Ме-109 в районе Сталинграда сбила 6-ть вражеских самолетов, обратив остальных в бегство…».

Из книги «Воздушная битва за Москву. Сталинские соколы на защите столичного неба 1941 – 1944»: «126-й ИАП прибыл под Сталинград 28 августа и был подчинен 268-й ИАД 8-й воздушной армии, которую иногда называли, дивизией смертников (из-за огромных потерь). Полк выполнил за это время 194 боевых вылета, в том числе 163 на сопровождение штурмовиков Ил-2. За этот период летчики провели 43 воздушных боя и заявили о 36 сбитых самолетах (в том числе 23 Ме-109). При этом за две недели боев было потеряно 12 «Киттихауков» и погибло 7 опытных летчиков. После этого элитный полк пришлось вывести в тыл на переформирование».

17.02.1943 г. командир 6-го истребительного авиационного корпуса Московского фронта ПВО генерал-майор А.А. Демидов подписал наградной лист на штурмана 126-го ИАП капитана П.Н. Белясника: «За проявленное мужество и героизм в воздушных боях с вражеской авиацией и при штурмовке его наземных войск достоин высшей Правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза», которая и была вручена ему 28.04.1943 г. (медаль № 927).

Незадолго до окончания войны, в марте 1945 г. П.Н. Белясник с должности заместителя командира 126-го ИАП был переведен на летно-испытательную работу в Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС (ГК НИИ ВВС).

В июле 1964 г. ушел в запас по состоянию здоровья.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др. Присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

Петр Никифорович Белясник 4-го июля 2000 г., похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Фамилию Белясника Петра Никифоровича можно увидеть в Зале Славы на Поклонной Горе в Москве. На 72-х мраморных пилонах размещены имена более 11800 Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

Перечень используемой литературы и источников 1.Вестник противовоздушной обороны N 12 за 1972 г. 2.Военно-исторический журнал N 4 за 1974 г. 3.Вестник противовоздушной обороны N 10 за 1968 г. 4.Вестник противовоздушной обороны N 8 за 1976 г. 5. Авиация и космонавтика N 5 за 1962 г. 6.Авиация и космонавтика СССР. Воениздат 1968 г. 7. Авиация и космонавтика N 2 за 1975 г. 8. Журнал боевых действий 126-го ИАП (период: 17.10.1941 г. 30.11.1944 г.). Архив ЦАМО. Фонд 22296, опись 0198578с, дело 0002. Автор документа: 126 ИАП, майор Щеглов. 9. Статья лётчика-орденоносца лейтенанта П. Белясника «Быть осмотрительным в воздухе». Из материалов газеты «Сталинский сокол» N 3 от 10.09.1941 г. 10. Статья в газете «Красная Звезда» от 19.11.1942 г. «Воздушные бои истребителя Белясника». 11.Информационно-технический бюллетень N 47 за июнь 2021 г. 12. Боевая характеристика на штурмана 126 истребительного авиаполка капитана Белясник П.Н. от 11 августа 1942г. 13. Военное Министерство Союза ССР. Послужной список Белясника П.Н. Личный N Б-950345, ЦАМО. Учётно-послужная карточка. Шкаф 654.Ящик 734. 14. Лётные книжки лётчика П.Н. Белясника: N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7 за 1942 – 1964 гг. 15. Книга «Советские асы. Победа сталинских соколов. 1941-1945». М. Быков. Москва. «Яуза «Эксмо». 2008 г. 16. Независимое военное обозрение N 19 (997), 25-31.05.2018 г. «МиГ против Мессера». Н. Якубович. 17. Статья Бориса Медведева «В рассветный час», Журнал «Нева» N 6 за 2007 г. 18. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945. Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства Обороны СССР., Москва-1981 г. 19. Книга А.Г. Фёдорова «Авиация в битве под Москвой. Издательство «Наука». Академия наук СССР. Институт военной истории Министерства Обороны СССР., Москва 1971 г. 20. Книга «Неизвестная битва в небе Москвы 1942-1944 гг. Дмитрий Хазанов., К 65-летию разгрома немецких войск под Москвой., Москва. Издательский дом «Техника-молодёжи», 2007 г. 21. Воспоминания фельдмаршала третьего Рейха 1955-1947 гг. Кессеринга «Люфтваффе: триумф и поражение»., Москва. Центр Полиграф 2004 г. 22. Книга Н.В. Якубовича «Авиация СССР на кануне войны». Москва. «Вече» 2006 г. 23. Книга Гейнца Гудериана «Воспоминания солдата». Москва. «Вече» 2012 г. 24. Книга Артёма Драбкина «Истребители. Прикрой атакую». Москва. «Яуза «Эксмо» 2012 г. 25. Книга О.С. Смыслова «Асы против асов. В борьбе за господство». Москва. «Вече» 2012 г. 26. Книга Д. Егорова «Июнь 41-го. Разгром Западного фронта». Москва. «Яуза «Эксмо» 2008 г. 27. Книга Д.А. Журавлёва «Огненный щит Москвы». Издательство МО СССР. Москва-1972 г. 28. Книга Д. Догтева, Д. Зубова «Воздушная битва за Москву». (Сталинские соколы на защите столичного неба). 1941-1944 гг. Москва. «Центр Полиграф» 2019 г. 29. Книга Я.П. Чумакова «Война в воздухе. Военные тайны ХХ века». Москва. «Вече» 2018 г. 30. Книга «Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина». Москва. Военное издательство. 1984 г. 31. Книга «Главный испытательный аэродром. Взгляд сквозь годы». «Панорама». 2014 г. 32. Книга С.А. Микояна «Воспоминания военного лётчика-испытателя». Москва. Издательский дом «Техника-молодёжи». 2002 г. 33. Из Постановления СНК СССР «Об организационной структуре Военно-воздушных сил Красной Армии». № 1344-524сс от 25.06.1940 г. 34. №280 «План переучивания лётного состава частей ВВС Красной Армии на новой материальной части, на 1942 г.». 35. Приказ Народного комиссара обороны СССР об организации, сборки и получения иностранных самолётов. № 88. № 039 08.10.1941 г. 36. Сайт «polk.ru». (из сборника «Великая Отечественная в письмах». Дневники Д.А. Голуба – комиссара 126 ИАП. 37. Сайт «liewar.ru». «Великая оболганная война. Накануне». Сборник документов ЗАП ОВО (1939-1941 гг.). Документы и материалы. 38. Сайт «sovpilots.ru». Советские лётчики-истребители 1936-1953 гг. 39. Архив МО СССР, ф. 33, оп. 682525, д.28, лл.346-347. 40. Статья Наливайко в журнале «Крылья Родины» № 5 1982 г. «Летающий комиссар». 41. Сайт «redov.ru» (Библиотека литературы). «Победы советских лётчиков первого дня войны». 42. В. Анохин, М. Быков «Все истребительные полки Сталина» (Первая полная энциклопедия). Москва. «Яуза» 2014 г. 43. «Боевой состав 126-го ИАП по месяцам 1941 года. ЦАМО, дело 126-го ИАП за 1941 г. 44. Сайт «Подвиг народа». Наградной лист на Белясника П.Н. (ЦАМО. Фонд 33. Опись 793756. Единица хранения 5), Наградной лист к Указу от 09.08.1941 г. дело № 296/19 (ЦАМО. Фонд 33. Опись 682523. Единица хранения 9). 45. Газета «Известия» № 30 от 06.02.1942 г. (на фото – группа лётчиков-истребителей, Западный Фронт).

Данная история прислана на конкурс "Мой дед сражался за Москву" от Белясника Дмитрия Сергеевича, г. Москва