Тамаров Михаил Мефедьевич
Дата рождения: 2 января 1919
Место смерти: Казахстан, Астана
Ст.
лейтенант Тамаров СЛУЧАЙ ИЗ БОЕВОЙ ЖИЗНИВ порту Киркенес готовился конвой для
отправки в Германию. Тяжело нагруженные фашистские транспорта были
рассредоточены юго-восточнее острова Реней. 46 полку было приказано нанести
бомбо-штурмовой удар по этим транспортам. Для нанесения удара были выделены две
группы «ИЛ-2» по 6 самолетов в каждой. Общее командование группой возложили на
меня. Первую шестерку вел я сам, вторую группу вел лейтенант Гусев. Удар было
приказано нанести комбинированный. Моя группа – топмачтовым способом по
транспортам противника, а группа Гусева – пикировщики, по кораблям охранения.Предварительно боевое задание было
проработано с летным составом на земле. Я проверил каждого летчика, знает ли
он, как будет выходить в атаку, какая ему намечена цель для поражения, порядок
отхода от цели и сбор группы. Убедившись в том, что летный состав твердо усвоил
задание ч дал команду «По самолетам». Взлетели по сигналу с КП. Взлет
производили парами. До цели шли шестерками обычным строем «тупого клина». Перед
целью за 10-12 км я подал команду: «Гусев, выходи вперед и разворачивайся на
цель». Сам же отвернул свою группу вправо для того чтобы установить необходимую
для взаимодействия дистанцию.Лейтенант Гусев мою команду принял и точно
выполнил. Гусев наносил удар с пикирования с Н-1500 м.Я вывел свою группу в
атаку с Н-1000 м с интервалом по времени в одну минуту. Взаимодействие было
достигнуто. Группа пикировщиков отвлекла на себя весь зенитный огонь
противника. Входя в атаку, я был уверен, что не встречу особого противодействия
ПВО противника и действительно на боевом курсе я не видел ни одного выстрела по
самолетам моей группы. Излишне успокоившись, я увлекся только целью, что и было
в этом моем полете грубой ошибкой. Без маневра я направил свой самолет на
транспорт водоизмещением 3 – 4000 тонн и в тот ответственный момент на боевом
курсе, когда я нажал на кнопку, в мотор моего самолета попал зенитный снаряд.
Мотор задымил, скорость самолета стала уменьшаться. Впереди меня сопка метров 400,
думал, что не перетяну ее, мысль пришла в голову выпрыгнуть из самолета. Стал
открывать колпак, не открывается. Второй снаряд попал в направляющие колпака и
заклинил его, тогда я принял решение отвернуть в сторону от сопки и вышел в
море на береговую черту, скорость самолета была больше 240 км, решил тянуть
домой. Осмотрел приборы, в кабине температура масла 100°, температура воды
100°, давление нормально, но меня в кабине всего заливает маслом.По радио передаю ведущему группы
истребителей Герою Советского Союза капитану Петренко «Я Тамаров, иду вдоль
береговой черты, у меня горит мотор». Капитан Петренко подошел ко мне и все
время до самого аэродрома прикрывал меня, подбадривая по радио: «Тамаров, тяни,
тяни до аэродрома недалеко». Так я дошел до своего аэродрома, правда, посадка
была не совсем удачная – аварийная. На аэродроме в это время сел горящий
самолет «Бостон». У меня передний козырек сильно залило маслом, пришлось
производить посадку почти вслепую. Я зацепил колесами самолета за капонир, шасси
сложились, и произвел посадку на живот. В это время немцы начали производить
артиллерийский обстрел нашего аэродрома, я сидел в самолете с заклиненным
колпаком вокруг рвались снаряды, по счастливой случайности ни один из них не
попал в мой самолет. Выйти из самолета мне удалось только тогда, как
прекратился артобстрел.Подошедшие техники ломом открыли
заклиненный колпак моего самолета.В результате нашего удара по кораблям
противника я лично потопил транспорт водоизмещением 3000 тонн, мл. лейтенант
Авдеев потопил быстроходную баржу.Из этого полета я сделал для себя такой
вывод: самолет «ИЛ-2» с мотором АМ-38 очень живуч, поэтому торопиться покидать
самолет, тем более на территории противника не следует. Надо внимательно
слушать работу мотора. Мотор АМ-38ф работает до тех пор, пока не пойдет
стружка. Ст.
лейтенант Тамаров4
ноября 1944 года приказом тов. Сталина 46 штурмовому полку было присвоено
наименование Печенгского, а указом Президиума Верховного Совета полк был
награжден вторым орденом Красного Знамени. ПОМОЩНИК КОМАНДИРА 1-й АЭПО
ЛЕТНОЙ ЧАСТИстарший
лейтенант Тамаров Михаил Нефедович На Север прибыл в 1943 году. Боевую работу
начал под руководством ныне Героя Советского Союза майора Гуляева.10.9.1943 г. Тамаров участвовал в боевом
вылете на немецкий конвой в Варангер-фиорде. Вражеский конвой состоял из 20
единиц. Группа «ИЛ-2» вылетела для нанесения удара по этим кораблям. В
результате удара штурмовики потопили 2 танкера и подожгли 1 СКР. На разборе
командир полка дал высокую оценку молодому летчику Тамарову за его отличную
технику пилотирования и уменье держаться в строю.11.5.1944 г. Тамаров повел группу
штурмовиков для нанесения удара по конвою противника состоящего из 3-х ТР ТР,
4-х МН МН и 12-ти других единиц охранения. Подойдя к цели, Тамаров отдал
приказание ведомым: «Будем бить по двум, что идут нам навстречу. Я буду бить по
переднему». Точным попаданием бомб Тамаров потопил один СКР, а его ведомый
повредил другой СКР.17.5.1944 г. В порту Киркенес формировался
немецкий конвой. Для удара по конвою вылетела группа штурмовиков, ведомая
Тамаровым. Немцы упорно пытались противодействовать нашим самолетам, они
выслали на перехват 12 своих истребителей, но помешать нашим самолетам немцам
не удалось. К штурмовикам немцев не допустили наши истребители прикрытия. Огонь
зенитных батарей был небывалой силы. Тамаров заметил, что у одного причала
стоит груженый танкер. Сброшенные Тамаровым бомбы, попали в цель. На танкере
вспыхнул пожар, вскоре он взорвался и затонул.17.8.1944 г. Тамарову было приказано группой
самолетов «ИЛ-2» топмачтовым способом нанести удар по транспорту противника,
стоявшему у острова Реней. На это боевое задание Тамарову разрешили подобрать
летчиков по своему выбору. С Тамаровым пошли в бой Хилинский, Сучалкин, Кадиев,
Суслов и Таровинов. Четверке Хилинского Тамаров приказал нанести удар по
кораблям охранения, а сам с Сучалкинымтопмачтовым способом решил бить по
транспорту.Спикировав до высоты 40-50 метров, Тамаров
пошел на транспорт и с предельно близкой дистанции сбросил бомбы. Дистанция
была настолько близка, что Тамаров и Сучалкин видели, как немцы в панике бегали
по палубе транспорта и выбрасывались за борт в море.Как только Тамаров перетянул через мачты
транспорта, сзади раздался сильный взрыв. Взрывной волной Тамарова подбросило с
высоты 30 метров до 200 метров, а Сучалкина отбросило в сторону на 150-200
метров. Фашистский транспорт водоизмещением в 3000 тонн груженный боеприпасами
пошел ко дну. Тамаров всю свою шестерку привел на свой аэродром.Так знатный североморский штурмовик Михаил
Тамаров мстит немцам за смерть своего брата погибшего в борьбе с
немецко-фашистскими захватчиками.БОЕВОЙ
СЧЕТстаршего
лейтенанта ТамароваПОТОПЛЕНО
ПОВРЕЖДЕНО Танкеров 1 в/изм. 3 т.тоннСКР 1 Мотоботов 2 Транспортов 3 общ. в/изм. 9
т.тоннМиноносца 2УНИЧТОЖЕНО1 самолет противника За мужество и отвагу в боях с
немецкими захватчиками старший лейтенант Тамаров награжден тремя орденами
Красного Знамени. Кавалеры 3-х
орденов Красного Знамени - Гуляев Сергей Арсентьевич, Евдокимов Павел
Александрович, Марковский Василий Иванович, Мельченко Николай Михайлович,
Михайлов Михаил Петрович, Осыка Демьян Васильевич, Павлов Георгий
Васильевич, Синицын Александр Николаевич, Скопинцев Валентин Михайлович,
Суровов Николай Николаевич, Тамаров Михаил Мефодьевич. 22 июня 1944
года 46-й штурмовой авиационный полк становится Краснознамённым, а 3
ноября 1944 года — дважды Краснознамённым. К концу войны подавляющее большинство летного
и наземного состава было награждено и другими наградами - орденами Красной
звезды, Отечественной войны I и II степеней, медалями "За отвагу",
"За боевые заслуги", "За оборону Советского Заполярья".Орденом Нахимова II степени также были
награждены Михайлов Михаил Петрович 1.11.1944 подполковник (вручен орден №
77), Скопинцев Валентин Михайлович 16.8.1945 ст.
лейтенант (вручен орден № 99), Тамаров Михаил
Мефодьевич (в документах ошибочно - Нефедович) 31.8.1945 ст.
лейтенант (вручен орден № 235) Послесловие: Видимо, будет справедливо
упомянуть и еще один момент... Фронтовая реальность была иногда такова,
что награжденный получал не ту награду, к которой его представляли, а
уровнем ниже. Так, в архивных документах полка хранятся наградные
листы, которыми командиром полка к присвоению звания Герой Советского Союза
были представлены Скопинцев Валентин Михайлович, Суровов Николай Николаевич,
Тамаров Михаил Мефодьевич (в итоге, они получили ордена Ушакова и Нахимова
II степеней). Аналогично, к ордену Ленина были представлены Евдокимов
Павел Александрович и Пантюхов Сергей Иванович (получили ордена Красного
Знамени). Данные представления датированы началом 1945 года, когда
полк формально уже "вышел" из боевых действий,
однако значение совершенных подвигов, за которые летчиков представляли
к столь высоким наградам, никоим образом не снизилось. Но, видимо был какой-то
"особый резон" в решении вышестоящих начальников, "росчерком
пера" определивших, кто достоин быть героем и в какой степени, а кто
нет...